Спорт и физкультура в детском саду
Важнейшим из направлений в работе любого дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья детей.
Для этого используются различные формы организации двигательной активности: дыхательная и ритмическая гимнастика, организуются спортивные досуги, праздники, Дни здоровья, направленные на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей. В последнее время всё чаще слышится термин «Физическая рекреация» и «Физкультурно-рекреационная работа». Что же это такое?
Физическая рекреация – это оздоровительное, физкультурное сопровождение ребёнка ещё до его рождения и до поступления в школу, т. е., работа с будущими мамами до того, пока ребёнок не поступит в школу.
Физкультурно-рекреационная работа предполагает наличие системы в работе и наличие разработанной модели физкультурной, оздоровительной и спортивной работы. Эта работа, которая проводится ежедневно в детском саду, в течение месяца, года.
Физкультурно-рекреационная работа в течение дня. Через все режимные моменты должны пройти физкультурные, оздоровительные мероприятия. Пройти они должны в системе, планомерно, начиная с утренней гимнастики, физкультминуток на занятиях, подвижных игр между занятиями, физкультурных занятий, подвижных игр на прогулке и во второй половине дня, закаливающих мероприятий после дневного сна и спортивных секций и кружков дополнительного образования по корригирующей гимнастике.
Даже на примере одного дня видно, что эта работа касается всего педагогического коллектива в целом, а не только инструктора по физической культуре. В этом и заключается физкультурно-рекреационная работа.
В течение месяца подключается проведение спортивных праздников, досугов. В течение года организация Дней здоровья, проведение Малых летних и зимних Олимпийских игр.
Остановимся подробнее на организации и проведении Дня здоровья в детском саду. Дни здоровья обычно проводятся один раз в квартал. Режим дня насыщается активным движением, играми, упражнениями на свежем воздухе, забавами. В этот день рекомендуется проводить занятия на свежем воздухе. В тёплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух. В холодное время года пребывание дошкольников на воздухе по возможности удлиняется.
В проведении Дня здоровья принимает участие весь коллектив детского сада. При организации Дней здоровья следует максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природное окружение. В день здоровья организуются простейшие туристические походы, прогулки за пределы участка детского сада – на стадион, в парк, в лес, на луг, к реке и т. д. Во время пеших походов наиболее целесообразно продвижение в одну сторону в течение 30-40 минут. Общая продолжительность похода не должна превышать 2-2,5 часа. На привале в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры, упражнения в природных условиях, загорание, купание, игры-забавы).
В День здоровья целесообразно организовывать несложные соревнования, досуги, развлечения, спортивные праздники. Успешность любых соревнований зависит от чёткости их организации. И, конечно же, при организации активного отдыха с целью повышения эмоционального фонда рекомендуется красочное оформление физкультурного зала, физкультурной комнаты, спортивной площадки в соответствии с содержанием мероприятий, а также использование музыкального сопровождения и соблюдение определённых моментов (приветствия команд, зрителей, вручение наград и т. д.). Не следует стремиться к расширению круга участников соревнований. Лучше всего, если последние проходят внутри одной или нескольких возрастных групп одного детского сада. В некоторых случаях соревнования могут быть организованы для двух или нескольких ДОУ микрорайона. Нецелесообразно проводить их в масштабе крупного района, а тем более города. Нельзя допускать специальной подготовки детей к соревнованиям и отбора сильнейших – участниками должны быть все воспитанники группы.
В течение этого дня особое внимание должно уделяться формированию у ребёнка элементарных представлений об особенностях строения и функционирования своего тела, психологической готовности к активной оздоровительной деятельности.
Целесообразно включать в содержание занятий и игр упражнения для формирования осанки и стопы, дыхательные упражнения и т. д.
Подготовка к проведению Дня здоровья должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми, которая включает чтение книг, просмотры иллюстраций, видеофильмов о спорте, спортсменах, разучивание подвижных игр, эстафет. Однако некоторые игры, аттракционы и простые двигательные задания могут быть проведены без предварительного ознакомления детей с ними как сюрпризный момент.
В день здоровья, кроме специально организованных занятий по развитию двигательной активности, проводятся познавательные занятия, целью которых является формирование привычки к здоровому образу жизни.
Темы бесед, проводимых с детьми, могут быть разными: гигиена, питание, закаливание, строение отдельных частей тела человека и т. д.
С целью привития детям культурно-гигиенических навыков, привычку к чистоте и опрятности можно запланировать следующие дидактические игры, занятия, беседы: «Водичка, водичка, умой моё личико» в 1-ой мл группе, «Почему нужно чистить зубы?», «Чистота - залог здоровья» и т. д.
О пользе витаминов и правильном питании дети могут узнать из бесед «Что нужно есть, если хочешь стать сильным», «Магазин полезных продуктов».
Проблема высокого уровня травматизма и отравлений в последние годы остается среди наиболее приоритетных. Поэтому во время проведения Дня здоровья большое место уделяется обучению детей правилам безопасного поведения на дороге и правилам противопожарной безопасности, обращению с опасными предметами. Так, в цикл познавательных занятий, целесообразно включить такие занятия, как «Запомните, детки, таблетки – не конфетки», аппликация «Пожарная машина», дидактическая игра «Раз, два, три, что может быть опасным найди», «Съедобные и несъедобные грибы», «Мы - пешеходы» и др.
В дни здоровья деятельность детей не должна ограничиваться участием в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных играх. В эти дни целесообразны разные формы трудовой деятельности (например, коллективная уборка территории детского сада, работа на огороде, помощь взрослым в уборке урожая и т. д., а также в творческой и художественной деятельности (конкурс танца, рисунка и т. д., отражающие знания детей о личной и общественной гигиене.
В День здоровья планируется работа с родителями и кадрами. Проводятся семинары, консультации, вечера-встречи с родителями, совместные праздники, досуги, соответствующие тематике этого дня. К организации праздников, досугов, дальних походов целесообразно привлекать родителей воспитанников.